Новые знания о человеке на уроках английского языка
Сегодня мы становимся свидетелями и заложниками беспрецедентной духовной колонизации нашего общества. Вымывание национальной культуры, воспитание молодого поколения в духе западной псевдокультуры, неприкрытое растление детей происходят под общие фразы об общечеловеческих ценностях, свободе и даже гуманизации нашего образования. Цель такой идеологии – уничтожить для человека само понятие греха, сделать его нормой жизни.
Почти все родители воспитывают своих детей в духе мира сего, и поэтому они не в состоянии защитить их от безумия и заблуждений этого мира. Сам Христос назвал путем, ведущим в погибель, когда всё, что относится к душе и истинным ценностям, становится второстепенным.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что перед задачей воспитания детей должно отступить на задний план всё остальное. Воистину, никакое искусство не может сравниться с искусством воспитания. Чтобы преуспеть в нем, человек должен обладать редкими добродетелями и выдающимися качествами.
На уроке каждая минута может быть “воспитательным моментом”. Воспитывает учитель – и своим предметом, и своим поведением, и своей личностью. Можно не читать нотаций, но дети чувствуют и знают, что допустимо на уроке одного и недопустимо на уроке другого учителя. После каждого урока ребенок выходит другим, чуть-чуть изменившимся. В какую сторону направлены эти изменения внутри ребенка – к добру, гармонии, жизни или к раздражению, агрессии, разрушению? Любое разрушение – это, прежде всего, разрушение своей души, своей личности.
О чем думает ребенок на уроке? Слышит ли он при этом свое сердце? Ведь только в нем он может услышать и голос совести, который мы порой пытаемся пробудить бесплодными беседами – нравоучениями.
Можно целый урок успешно решать уравнения, получить хорошую оценку, а после этого совершить безнравственный поступок, разрушить душу. Поэтому урок – это не только “один час учебного года”, урок – это тот нравственный опыт, который воспринимается сознанием ребенка или откладывается в подсознании. Ничто не проходит бесследно для детской души, и от нас зависит, какой нравственный урок получит ребенок на нашем уроке. Подходит для этого любая минута.
Новые, “живые знания” о человеке, полученные на лекциях СибДЭУ, помогли мне и на уроках английского языка. Любая тема дает возможность рассказать человеку о нем самом, а значит – направить ребенка к познанию окружающего мира и законов гармонии и жизни.
Расскажу, как это происходило в седьмом классе, где изучают английский по учебнику “Happy English-2” (авторы – Кузовлев, Лапа, Перегудова). И каждый учитель может доносить эти знания на своих уроках.
1 тема: “Счастлив ли ты в школе?”
Вопросы для обсуждения:
– Есть ли у тебя друзья?
– Любите ли вы бывать вместе?
– Что означает “собор”?
– Что такое православие?
– Какую идею оно несет?
– Когда оно возникло?
– Зачем человеку религия?
Вывод: характерной чертой русского человека является стремление объединиться с единомышленниками для какого-то общего дела, собраться вместе. Слово “собор” имеет два значения: 1. храм (показываются фотографии соборов и храмов России и Омска); 2. собрание. Русского человека характеризует соборность. Как раньше собирались русские люди на совместную молитву, так и теперь любят собираться вместе. Четыре способа познания мира: наука, религия, философия, искусство.
2 тема: “В чем ты силен?”
Вопросы для обсуждения:
– Какие у тебя есть способности, таланты?
– У всех ли есть таланты?
– Где они “записаны”, что такое наследственность?
– Что бывает, когда человек не раскрывает в себе талант? (Опыт американских ученых).
– Для чего человек живет?
– Почему человек не находит в себе талантов?
Вывод: Человек живет для того, чтобы раскрыть в себе духовные дары, таланты, данные Богом, и отдать их людям. Человек не слышит их в себе, когда живет не в гармонии. Что нужно для гармонии? Любовь к людям. Почему нам трудно любить всех людей? Потому что мы не принимаем их такими, какие они есть, обижаемся на них, осуждаем их. Наука, философия, религия, искусство - о смысле жизни.
3 тема: “Могут ли люди обходиться без тебя?”
Вопросы для обсуждения:
– Помогаешь ли ты по дому родителям?
– Помогаешь ли ты чужим людям?
– Есть разница между работой по принуждению и работой для души?
– Когда чувствуешь себя лучше – от какой работы?
Вывод: Наука говорит, что всё человечество – это один живой организм и причиняя кому-то зло, мы причиняем его самим себе. Отдавая любовь людям, мы и назад получаем любовь. Кто наши самые ближние? Родители. Заповедь “Чти отца своего и мать свою”… говорит, что надо любить не только своих родителей, но и чтить всех старших, свою историю, свой род, свою Родину. Какая идея объединила русские княжества в 988 году? Идея спасения души для вечной жизни – идея Православия. Как мы связаны с родителями? Полем, информацией. Поле ребенка находится в поле родителей. Как избежать зависимости от наследственной информации?
4 тема: “Зачем вы учитесь?”
Вопросы для обсуждения:
– Что такое информация?
– Как вы получаете информацию? (Книги, ТВ, радио, СМИ).
– Знаете ли вы слово “интуиция”, и как мы её слышим?
Вывод: Внутри нас есть информация обо всем. Из чего состоит человек. Три составляющие: информационная, полевая и белково-нуклеиновая. Как они связаны между собой: ДНК, сознание, эфирное тело. Как информация влияет на каждую из составляющих. Материальный носитель информации – молекула ДНК. Наследственные признаки; информация о предках; духовный эталон (совесть); опыт. Когда мы слышим свой дух? Когда находимся в гармонии. Способы познания мира: ум, ощущения, душа, сердце, сознание, дух, Божественные откровения.
5 тема: “Как мы обращаемся с Землей?”
Вопросы для обсуждения:
– Что такое природа?
– Влияет ли она на нас?
– Как человек влияет на природу?
– Что такое экология?
– Как природа отзывается на плохое отношение к ней?
Вывод: Академик В.И.Вернадский сказал, что человек – часть биосферы, живой сферы Земли, клетка организма, которая называется “человечество”. Наука говорит, что клетка только 5% может оставлять себе от того, что получает, а остальное должна отдавать, иначе она становится автономной (раковой) и весь организм погибает. Отчего страдает Земля? Мы забираем у неё всё и не заботимся о ней. Разрушаем её своими делами, негативными мыслями и чувствами. Что мы можем изменить? Мы должны изменить себя, свое отношение к Земле, к людям, не допускать злых мыслей. Как этого можно достичь? Нам даны десять заповедей.
6 тема: “Тебе нужен пример для подражания?”
Вопросы для обсуждения:
– Какие качества в человеке вас привлекают?
– Кто такие герои?
– Когда человек отдает себя людям – это подвиг?
– А если он жизнь свою отдает?
– Какие черты характера отличают русского человека?
Вывод: Русского человека всегда отличала широта души, милосердие, щедрость, сила духа, способность к самопожертвованию. Какой образец навязывают нам СМИ? Нам навязывается чуждый нам образ жизни, безнравственность. Образец нравственности и духовной чистоты дает нам христианство. Воздействие на наше сознание и подсознание. Как мы можем защитить себя от отравляющего действия негативной информации? Уходить от её воздействия, никому не отдавать свою волю, изучать свою историю, свои корни. Святые земли Русской. Законы жизни - это законы гармонии. Если человек отступает от них, он не вписывается в голограмму Вселенной.
7 тема: У тебя есть проблемы с друзьями?
Вопросы для обсуждения:
– Как мы выбираем себе друзей?
– Что для нас важно: внешность человека, его таланты, его сила или его душевные качества?
– Как во внешности проявляются душевные качества?
– Что такое душа, где она находится?
– Что такое душевность и духовность?
– Что такое дух, какие он имеет свойства?
– Как мы ориентируемся в мире?
– Чему доверяем: сердцу или уму?
Вывод: Сент Экзюпери сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.” Мир зла, который нас окружает, невидим, но он действует на наши чувства, мысли, волю, тело. Защита от него - гармония - состояние любви. Зачем нам даны наши близкие? Чтобы мы принимали их такими, какие они есть, и любили их. Если мы видим в них то, что нам не нравится, то это значит, что этот же недостаток есть и в нас. Законы информации.
8 тема: Какой ты человек?
Вопросы для обсуждения:
– Как связаны между собой дух, душа и тело?
– Что такое сознание?
– Чувствуем ли мы душу другого человека?
– Что означает: чистая душа, светлая, добрая, ранимая, темная?
– От чего бывает человеку хорошо: от добрых мыслей или от злых?
– Как бороться со злыми мыслями?
– Чем человек отличается от животных?
– Находится ли сейчас человечество в гармонии?
– Как Земля реагирует на наше состояние?
– Чем мы можем помочь себе и Земле?
Вывод: Наше мироздание создано по законам гармонии Богом. Наука пришла к выводу: если не признать, что есть Бог, то многие науки не выйдут из тупика, так как не видят путей развития. Человеческая жизнь тоже не имеет смысла, если мы не признаем, что Бог есть. Человек отличается от животного не только умом, но и сознанием, творчеством, способностью любить весь мир. Изменением своего сознания мы сможем прийти к гармонии и помочь себе и Земле.
9 тема: Свободное время - для чего оно?
Вопросы для обсуждения:
– Что вы любите делать в свое свободное время?
– Есть ли у вас любимое занятие?
– Оно развивает ваши способности или что-то дает вашей душе?
– Что нам дает искусство?
– Что нам дает природа, почему мы на природе чувствуем себя в гармонии?
– По каким законам мы должны жить?
– Как мы ощущаем гармонию?
Вывод: Человек создан по законам гармонии, по тем же законам, по которым созданы природа и все мироздание. Десять заповедей Евангелия - это законы гармонии, по которым мы должны жить. Философия, наука, религия, искусство - четыре направления познания мира, которые призваны помочь человеку разобраться в себе и окружающем мире.
Новые знания о человеке помогли мне не только разобраться в себе, но и побудили поделиться ими со своими учениками.
Седьмой класс, в который я пришла впервые, был из разряда очень трудных. Казалось, ничто не может их заинтересовать или тронуть, тем более английский. И с самых первых уроков я стала задавать им вопросы, касающиеся человека, смысла его жизни и связи его с окружающим миром. Сначала такие вопросы вызывали удивление у ребят, а потом они стали с интересом обсуждать их. Иногда ответ на какой-то вопрос, поставленный в начале урока, созревал у ученика только к концу урока. Я видела, что дети постепенно меняются. Месяца через два тот буйный седьмой с первых минут урока был готов к работе, практически был снят вопрос дисциплины. Казалось, они ждут продолжения предыдущей темы – темы о человеке. Как-то классная руководительница спросила, как на уроке работают ее дети, и предложила прийти навести порядок, если будут сложности. Я ответила тогда, что проблем нет. Но она зашла на урок проверить и удивилась тому, что самые задиристые и неспокойные мальчишки сидели за первыми партами и спокойно работали. Учительница удивилась, как мне удалось пересадить их за первые парты, но еще больше удивилась, что они пересели сами, я их не просила. Именно они, эти самые беспокойные, проявляли самый живой интерес к проблемам человека, а после урока задавали мне вопросы, которые волновали их за стенами школы. Но задача учителя – не дать ответы на все вопросы, а направить ребенка к поискам ответов, помочь ему заглянуть внутрь своей души и там найти причину своих проблем и желание разобраться в себе. Что еще требуется нашим детям? Чего еще ждут от нас наши ученики? Желания услышать их, понять, принять их такими, какие они есть, и конечно, любви к ним. С любовью к ним мы и пришли в школу.
Т.Л.Сергеева